Пиво — алкоголь. Что дальше?

С 1 июля предприятия, производящие пиво, а также те, кто его продает — от крупных супермаркетов до маленьких киосков — должны работать по новым правилам. С этого дня дня, согласно новому закону, пиво становится алкогольным напитком.

Что это означает для производителей, продавцов и тех, кто его потребляет?

Теперь только «вкус легенды»

Поскольку закон приравнял пиво к другим алкогольным напиткам, требования к его продаж стали строже. Главная из них — продавать пиво можно будет только имея специальную лицензию. Стоимость лицензии для торговой точки в сельской местности — 500 гривен в год, в городах — 8000 в год.

«То есть с сегодняшнего дня все должны были бы работать с лицензией. Если киоски и магазины и дальше продают пиво, это означает, что они либо уже имеют лицензию, или к ним еще не пришли налоговики с проверкой», — говорит эксперт рынка пива Назар Новосельский.

По его информации, всего в Украине насчитывается около 90 000 небольших мелких торговых точек, продающих пиво. Еще 20 000 — это разнообразные кафе и рестораны, где торгуют этим напитком.

«Делая такой прогноз, мы имеем в виду, что все без исключения придерживаться требований нового закона. Тогда около 10 процентов торговых точек не смогут себе этого позволить», — говорит Назар Новосельский.

Штраф за торговлю алкогольными напитками без лицензии составит от 850 до 3400 гривен.

В то же время Назар Новосельский замечает, что намного сложнее для выполнения есть нормы закона, которые касаются рекламирования пива. До сих пор рекламу можно было видеть везде — на телевидении, в печатных СМИ, на внешних носителях, в любом кафе.

Теперь из телеканалов прямая реклама пива должна исчезнуть. Рекламировать его можно будет только с 23.00 до 6.00. Запрещена также брендовая реклама пива, то есть на зонтиках, холодильниках, мебели в кафе и тому подобное.

«Отныне не может быть слоганов, что пиво — это весело и это залог успеха», — говорит Назар Новосельский. Но добавляет, что, как и в случае с другими алкогольными напитками, рекламщики могут использовать новые, образные слоганы, например, о «вкус легенды», с которой не составит труда понять, о чем идет речь.

Алкогольная статистика

Ожидаемо, что установление ограничений для продажи пива приветствуют те, кто борется за уменьшение употребления алкоголя в стране. Руководитель неправительственной организации «Трезвая Украина» Артем Ступаков видит много позитивов в появлении закона.

Он говорит, что по результатам исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), украинская молодежь занимает одно из первых мест в мире в рейтинге потребления алкоголя среди детей и молодежи: 40% подростков потребляют алкогольные напитки по крайней мере раз в месяц.

«В совместном документе, подготовленном 2011 Всемирным экономическим форумом и ВОЗ, определены три основные стратегии, которые способны уменьшить вред, который наносит потребление алкоголя: это ограничение экономической доступности алкоголя путем повышения налогов и цен на алкогольные напитки, ограничение физической доступности алкоголя путем сокращение времени и мест продажи алкогольных напитков, а также ограничения привлекательности алкоголя путем запрета маркетинговых мероприятий алкогольных напитков «, — объясняет Артем Ступаков.

В то же время он говорит, что в парламенте появился новый законопроект, который уже рассматривается в профильном комитете и который может нивелировать все введенные с 1 июля требования к продаже пива.

Авторы законопроекта, в свою очередь, указывают, что новые поправки необходимы, чтобы смягчить действие закона для производителей пива и для установления «баланса интересов бизнеса с интересами общества».

Падение продаж будет

Согласно сообщению компании «Укрпиво», объем производства пива по Украине в 2015 году составляет около 75,3% к аналогичному периоду 2014 года. Производители пива прогнозируют, что в результате действия закона падение рынка пива на конец года может составить 20-22%.

Эксперты говорят, что это падение отразится прежде всего на так называемом «массовом» пиве, производители которого, помимо прочего, поддерживали различные массовые акции. Теперь проведения такой рекламной поддержки запрещено.